История появления хронометров

Странные вещи происходят с некоторыми словами и вещами в России. Интеллигентный французский шансон превращается в блатняк, уже давно приносящие немалую пользу по всему свету нанотехнологии – распилом госсредств, хронометры, оставив свою давнюю и верную службу на флоте, становятся престижнейшими наручными часами. О красивейших и дорогих хронометрах – символах статуса – поговорим в другой раз. А пока расскажем о том как и для чего возникли морские хронометры.


Нам, избалованным точными картами и космическими навигационными системами, трудно понять, как легко было затеряться в открытом море в 16-м, например, веке. Для того, чтобы четко знать местоположение своего корабля капитану требовались два числа: широта и долгота. Определять широту по высоте максимальной высоты подъема солнца научились еще древние греки. А вот с долготой дело было сложнее.


Широта – это расстояние от корабля до одного из земных полюсов. Долгота – отдаление того же корабля на запад или на восток от определенной условной точки. У англичан за такую условную точку принималась астрономическая лаборатория в Гринвиче, у испанцев – порт Кадис, а у французов, естественно, Париж. Определять долготу пытались по углу между Луной и одной из ближайших звезд на небесной сфере. Уже в 16-м веке существовали специально рассчитанные таблицы таких углов для разных точек на земном шаре. Но таблицы эти были не вполне точные и совсем не полные. Поэтому практического применения они не нашли. Так что испанский король объявил большую премию для того, кто придумает практический и точный способ определения долготы. На эту премию, среди прочих, претендовал Галилео Галилей. Он изобрел телескоп, благодаря которому открыл существование спутников планеты Юпитер. Спутники эти, вращаясь вокруг Юпитера, по нескольку раз за ночь, затмевали один другой. Эти затмения было нетрудно рассчитать. Происходили они в одно и то же время и не зависели от местоположения наблюдателя. Зная, через сколько часов после полудня произошло затмение в точке стояния корабля, можно было сравнить это время со временем затмения, скажем, в Кадисе и по разнице определить расстояние до Кадиса, то есть долготу.


Премию от испанской короны Галилей не получил, потому что его метод моряки посчитали недостаточно практичным: он требовал громоздких инструментов, сложных расчетов, но требуемой точности все же не давал.Премию за определение долготы установили властители других мореходных стран, Британии и Голландии, но вплоть до 18-го века задача эта оставалась неразрешимой. Только в 1759 году английский часовой мастер Джон Гаррисон (John Harrison) (1693 —1776),наконец, изготовил очень точные часы, которыми можно было пользоваться на кораблях, в условиях качки, высокой влажности и при изменении температуры. За 160 дней плавания на Ямайку и обратно часы Гаррисона отстали всего на несколько секунд. Теперь для определения долготы достаточно было иметь на корабле такой хронометр (в переводе с древнегреческого «измеритель времени») с установленным на нем гринвичским временем. Определив когда по гринвичскому времени происходит полдень, легко было рассчитать на каком расстоянии от Гринвича на запад или восток находится корабль. Например, если полдень на корабле происходил в полночь по гринвичскому времени, то корабль находится в точке, отстоящей от Гринвича на 180 градусов. Изобретатель вполне заслуженно получил премию в 20 тысяч фунтов стерлингов. В переводе на современные деньги это составляет 4.7 млн долларов. Во многом благодаря изобретению Гаррисона нулевым меридианом, от которого ведется отсчет долготы стал считаться гринвичский меридиан. 

Категория: Интересное | Добавил: krimskiy (21.04.2020)
Просмотров: 374 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]